Имплантация зубов - этапы установки и сроки

Дата публикации: 29.05.2024г.

Время на прочтение статьи: 5 минут

Автор: Мамиконян Роберт Ваганович - Врач-стоматолог высшей категории.

Что такое имплантация зубов?

Имплантация зубов — комплексная процедура, позволяющая восстановить основные функции зубочелюстной системы и эстетику улыбки с помощью вживления (установки) титановых имплантатов. Благодаря высокой эффективности и долговечности, имплантация стала золотым стандартом в лечении полной или частичной адентии.

Процедура показана в таких ситуациях:

• полное или частичное отсутствие зубов в результате травмы, заболеваний;
  • невозможность или нежелание пациента ставить съемные протезы;
  • сильно поврежденная коронковая часть зуба;
  • неудовлетворительный результат консервативного лечения;
  • имеются серьезные дефекты зубного ряда — промежутки, искривление, сильный наклон;
  • слишком высокая стираемость эмали, потемнение отдельных зубов;
  • неудачное лечение кариеса, пульпита, периодонтита.

Противопоказания к установке имплантов

• обострение хронических заболеваний;
  • заболевания зубов и полости рта, которые требуют предварительного лечения;
  • период беременности и лактация;
  • индивидуальная непереносимость лекарств, материалов;
  • реабилитационный период после лучевой терапии;
  • онкологические заболевания.

Методы установки

В зависимости от показаний, возраста пациента и индивидуальных особенностей подбирается методика и протокол лечения.

Двухэтапная имплантация

Данный метод является классикой имплантации и подразумевает вживление титанового корня в два этапа. При необходимости проводится костная пластика. В среднем, продолжительность всех процедур по двухмоментной методике занимает до 6-8 месяцев, после чего изготавливается постоянная коронка, которую крепят к имплантату.

Методика двухэтапной имплантации

Судя по названию можно понять, что двухэтапная имплантация проходит в несколько приемов. Вначале, в костную ткань вживляется титановый имплантат, ставится заглушка, проводится ушивание тканей. После полной остеоинтеграции, заглушку убирают, ставят формирователь десны и временную коронку, которую затем меняют на постоянную.

Имплантация зубов в два этапа

Выбор такого протокола проводится исходя из показаний, предпочтений пациента и состояния ротовой полости. Как и другие методики, двухэтапная имплантация имеет свои преимущества и недостатки, которые учитываются перед началом лечения.

Одноэтапная имплантация

Еще один распространенный вариант лечения, когда вживление имплантата и установка временной коронки проводится за одно посещение врача. Такой метод позволяет быстро восстановить эстетику улыбки при потере одного или нескольких зубов.

Тем не менее, установка постоянной коронки возможна только после полной остеоинтеграции титанового имплантата с костной тканью пациента. Одномоментный протокол чаще всего применяют во фронтальной зоне, где важна улыбка. На жевательных зубах в основном используют двухэтапную имплантацию.

Анатомические особенности

Верхняя и нижняя челюсти имеют разные анатомические особенности, поэтому при выборе методики врач учитывает эти моменты. В зависимости от места установки подбирается необходимый диаметр имплантата, его длина и форма.

Верхняя челюсть

Нередко в области верхней челюсти при длительной адентии отсутствует необходимый объем костной ткани. Для его восполнения проводят синус-лифтинг. Он позволяет нарастить необходимый объем и предотвратить попадание имплантата в пазуху.

Нижняя челюсть

Для качественной имплантации на нижней челюсти, врач должен четко определить положение нижнечелюстного канала и нервно-сосудистого пучка. Для этого проводят КЛКТ, изготавливают навигационный шаблон, который полностью повторяет анатомию челюсти пациента.

Зубы

Чтобы процедура прошла успешно и не привела к повреждению здоровых зубов (если они есть) важно правильно оценить их расположение. Для этого врач делает прицельный снимоку, определяет направляющую ось и будущий угол наклона имплантата.

Костная ткань

У каждого пациента перед имплантацией зубов обязательно оценивается объем и плотность костной ткани до операции. Это позволит избежать осложнений, повысить качество остеоинтеграции и стабильность корня. При необходимости проводится остеопластика и наращивание необходимого объема.

Что учитывает врач перед имплантацией?

В ходе первичного осмотра и обследования имплантолог определяет показания и противопоказания, условия для проведения имплантации зубов. Далее, подбирается способ протезирования, количество и размер имплантатов. Это так называемый подготовительный этап. Обязательно, пролечиваются сопустствующие заболевания полости рта.

Осмотр полости рта

Во время осмотра ротовой полости оцениваются:

• количество отсутствующих единиц;
  • состояние гигиены полости рта;
  • качество и тип прикуса;
  • плотность и объем костной ткани;
  • состояние слизистой;
  • анатомические особенности пазух.

Сбор анамнеза

Данный этап необходим, чтобы предупредить возможные осложнения и правильно подобрать тактику лечения. Врач учитывает продолжительность адентии, ее причину. При слишком маленьком объеме костной ткани может понадобиться синус-лифтинг.

Рентгенография

Инструментальная диагностика необходима для оценки внутренних структур, анатомического расположения костной ткани, ее плотности. Для этого проводится КЛКТ (конусно-лучевая томография) в разных проекциях.

Этапы установки имплантата

Условно, этапы установки можно разделить на несколько частей:
  • диагностический (проводится сбор анамнеза, оценивается состояние полости рта, делается инструментальная диагностика);
  • хирургический этап (вживление корня);
  • ортопедический этап (установка постоянной коронки)

Осложнения после имплантации

Если все условия протокола имплантации зубов соблюдались правильно, а пациент затем следовал рекомендациям врача, риск осложнений минимален. В редких случаях, при нарушении техники операции или попадании инфекции происходит отторжение импланта, развитие периимплантита.

Вопросы пациентов

Больно ли проходить имплантацию?
— благодаря современной анестезии, вживление имплантатов и проведение хирургических манипуляций не доставляет дискомфорт.

Какие коронки можно ставить с опорой на имплантаты?
— с опорой на титановый корень проводят установку металлокерамических, безметалловых коронок из керамики и диоксида циркония.

Какой срок службы титанового корня?
— многие производители дают пожизненную гарантию на изделия, в среднем, сроки службы достигает 20-25 лет.

Этапы имплантации

Этап №1 – Обследование, первичный осмотр

На этом этапе врач собирает анамнез, проводит осмотр, назначает инструментальные исследования, выявляет показания, противопоказания и подбирает технику имплантации зубов.

Этап №2 – Хирургическая установка импланта

После предварительных мероприятий, в зависимости от выбранного протокола, хирургическим путем вживляется титановый имплантат. Все манипуляции проводят под местной анестезией.

Этап №3 – Приживление импланта

После вживления, требуется определенное время на остеоинтеграцию имплантата. Обычно она занимает от 3 до 6 месяцев.

Этап №4 – Установка формирователя десны

Для формирования искусственного контура десны, к которому будет плотно прилегать коронка, устанавливается специальный формирователь.

Этап №5 – Установка абатмента

Абатмент необходим для соединения верхушки имплантата с будущей коронкой при имплантации. Он имеет резьбовую часть, поэтому легко накручивается врачом.

Этап №6 – Подгонка и установка коронки

После снятия слепков с челюсти, в зуботехнической лаборатории изготавливается индивидуальный набор коронок. Для идеального прилегания их подгоняют под контуры челюсти пациента.

Этап №7 – Реабилитация

Важный этап, соблюдение которого будет гарантировать длительный срок службы имплантата. От пациента требуется соблюдение гигиены полости рта и отказ от вредных привычек.

Заключение

Дентальная имплантация — современный способ восстановить эстетику улыбки, когда нет одного или нескольких зубов. Благодаря современным технологиям, искусственные зубы по внешнему виду и функциям не отличаются от натуральных.

Список источников

Врач-стоматолог высшей категории.